Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2025 года.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2025 годы (https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0)
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
Государственный заказчик - координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
развитие инклюзивного образования;
создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
формирование доступной среды.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
инвалиды,
люди с временным нарушением здоровья,
беременные женщины,
люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п
Паспорт доступности - основное здание
Паспорт доступности - филиал
Информация о местах осуществления образовательной деятельности, включая места, не указываемые в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности:
• по реализации образовательных программ общего образования (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования) - 454129, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Брестскаяа, д. 17 (школа), 454046, г. Челябинск, ул. Новороссийская, 126 (школа);
• по реализации образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых - 454129, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Брестскаяа, д. 17 (школа), 454046, г. Челябинск, ул. Новороссийская, 126 (школа);
• по дополнительным профессиональным программам - не реализуются;
• по основным программам профессионального обучения - не реализуются;
• проведения практики - не осуществляется;
• проведения государственной итоговой аттестации - не осуществляется.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
• 1 спортивный зал, оснащенных оборудованием на 95%
• 1 хореографический зал, оснащенный спортивным оборудованием
• Спортивный комплекс:
- футбольное поле ,
- беговая дорожка,
- яма для прыжков в длину
- баскетбольная площадка
- детская игровая площадка
• Актовый зал
• Медицинский кабинет, оснащенные в соответствии с требованиями Роспотребнадзора .
• Столовая, оснащенная оборудованием в соответствии с требованиями Роспотребнадзора на 100%
• компьютерный класс
• библиотека
• Кабинеты психолога и социального педагога, оборудованные необходимой компьютерной техникой
В школе 21 учебный кабинет (осноное здание), 26 учебных кабинетов (филиал), все оснащены мультимедийными комплексами. В ходе реализации программы информатизации были созданы технико - технологические условия для развертывания процесса информатизации образовательного процесса, активно функционируют компьютерный класс (подключен к сети Интернет).
Кабинеты укомплектованы школьной мебелью в соответствии с гигиеническими требованиями Роспотребнадзора. При оборудовании кабинетов соблюдается расстояние между партами и доской (2,4-2,7 м), наибольшая удаленность последнего места обучающего от учебной доски (860 см). Каждый ученик обеспечивается удобным рабочим местом за партой в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Окраска стен, учебной мебели, дверей, окон, учебных досок соответствует требованиям Роспотребнадзора. Учебные кабинеты оборудованы дневным освещением, освещением над доской в соответствии с нормами СанПИНов.
В школе функционирует психолого-педагогический консилиум (ППК) — это совещательный, систематически действующий орган при администрации школы, целью которого является выработка коллективного решения о содержании обучения и способах профессионально-педагогического влияния на обучающихся, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; На территории школы для удобства перемещения детей расположены предупредительные полосы желтого цвета;
Сведения о наличии объектов для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В целях обеспечения преподавания предмета технологии в ОУ реализуются следующие дисциплины:
- кулинария
- швейное дело
В учебных кабинетах и мастерских имеются инструкции по технике безопасности, акты замеров сопротивлений, которые соответствуют нормам.
Наличие и состояние учебной мебели хорошее, соответствует нормам СанПина.
Объектов для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
Библиотеки, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Страница библиотеки
Объекты спорта, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МБОУ "СОШ №55 г. Челябинска" располагает следующими спортивными сооружениями и оборудованием:
1 спортивный зал, оснащенных оборудованием на 95%
1 хореографический зал, оснащенный спортивным оборудованием
Спортивный комплекс:
- футбольное поле ,
- беговая дорожка,
- яма для прыжков в длину
- баскетбольная площадка
- детская игровая площадка
Объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
К организационным средствам относятся действующие в МБОУ «СОШ № 55 г. Челябинска» формы обучения: очная, обучение по индивидуальным планам.
К этой же группе средств обучения относят и взятые в совокупности методы обучения, характер распределения обучаемых по группам (классам), продолжительность учебных циклов, характер и сроки контрольных мероприятий — текущих и итоговых.
На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения:
- словесные (учебники, и учебные пособия, раздаточные материалы в виде набора заданий, упражнений, тестов, схем),
- визуальные средства (микроскоп, диаскоп, модели, макеты, карты, рисунки и т.п.),
- аудиальные (проигрыватель, магнитофон),
- аудиовизуальные, (телевизор, видеомагнитофон),
- средства автоматизации процесса обучения ( компьютеры, локальные телекоммуникационные сети),
- учебно-методические материалы, помещенные на сайте школы в сети Интернет.
Изменение содержания обучения требует и обновления фондов используемых средств. Сложную группу технических средств образуют компьютеры, созданные на их основе телекоммуникационные сети. Все учебные кабинеты оснащены комплексом компьютер + видеопроектор + экран + принтер. Этот вид размещения техники приоритетно ориентирован на фронтальную работу учителя с классом.
Использование интерактивной техники с позиции деятельности обучающегося, решает такие педагогические задачи, как развитие их речевой культуры, коммуникативных умений, способности к самопрезентации. Обучающимся предоставлена возможность использования этих технических средств на уроке при выступлении перед классом. Педагоги используют методические приемы организации такого вида педагогической работы на уроках в начальных классах - рассказы детей с опорой на иллюстративный материал, подготовленный учителем, в 5-9 классах- ответы по домашнему заданию с опорой на слайды презентации, выполненной самим обучающимися.
В школе реализуется АИС "Сетевой город", которая позволяет передавать информацию об успеваемости и посещаемости обучающихся посредством сети Интернет. В целях совершенствования навыков ведения электронного журнала, для педагогов школы организован и проведен цикл обучающих тренингов.
В МБОУ «СОШ № 55 г. Челябинска» для инвалидов и лиц с ОВЗ организованы специальные индивидуально-групповые коррекционные занятия по различным предметам, занятия логопеда, психолога и социального педагога.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.
Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.
Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу, в основном здании, установлен специализированный подъемник, в филиале пандус.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Организация питания
Лица с ОВЗ обеспечены бесплатным 2-х разовым питанием.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информационно-методические условия реализации образовательной программы
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в МБОУ «СОШ № 55 г. Челябинска» для инвалидов и лиц с ОВЗ организован на общих основаниях.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
АИС "Сетевой город"
Важным вопросом функционирования информационной системы является обеспечение информационной безопасности. Все виды информации, перечисленной в приложении «Перечень видов информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования», Методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет, разработанных Министерством образования и науки РФ, недоступны обучающимся в процессе учебной деятельности.
Эффективному взаимодействию всех участников образовательного процесса через информационную образовательную среду способствует сайт школы. Сайт соответствует требованиям нормативных документов. Это элемент открытой школьной информационной системы, обеспечивающий доступ к информации всех участников образовательного процесса. Родители, обучающиеся и контролирующие органы могут получить основные сведения о школе, в том числе об основных документах, реализуемых программах, финансовой деятельности, узнать информацию о режиме работы, преподавательском составе и администрации школы, задать вопросы через форму обратной связи.
Доступ к электронным образовательным ресурсам в МБОУ «СОШ № 55 г. Челябинска» для инвалидов и лиц с ОВЗ организован на общих основаниях.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Во время проведения занятий где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, примененяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей имеется сайт школы, электронный дневник.
Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:
· мультимедийные комплексы (проектор и экран),
· ноутбуки,
· МФУ.