Исследования качества общего образования являются стратегическим механизмом реализации задачи Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. (ФЦПРО) по формированию единой системы оценки качества образования в Российской Федерации
Главная идея проведения федеральных исследований качества общего образования заключается в осуществлении систематического мониторинга уровня освоения обучающимися образовательных программ общего образования и предоставлении участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся в целях совершенствования качества образования
Исследования общего образования проводятся в Российской Федерации по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в соответствии с ежегодными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации
Основными программами федеральных исследований качества общего образования являются:
НИКО национальные исследования качества образования – общероссийская программа по оценке качества общего образования, предусматривающая проведение регулярных выборочных исследований качества образования по отдельным учебным предметам на конкретных уровнях образования
ВПР Всероссийские проверочные работы – итоговые контрольные работы для обучающихся разных классов по отдельным предметам, которые проводятся по итогам учебного года в целях развития единого образовательного пространства в Российской Федерации, совершенствования общероссийской системы оценки качества образования