В России термин «бережливое производство» появилось в 2003 году с изданием одноименной книги Джима Вумека «LeanThinking» или «Бережливое мышление». Концепция бережливых технологий изначально была присуща производственной среде, но в дальнейшем эта концепция проявляется и в других сферах: государственном управлении, сфере услуг, образовании и др.
Бережливые технологии в образовании - технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами, следовательно, бережливые технологии применяемые образования, повышают уровень удовлетворенности образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения как работников организации.
Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь.Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.
Инструменты бережливого производства применительно к образовательному процессу
Эксперты по бережливому производству выделяют следующие принципы бережливого управления в образовательных организациях:
1. Направленность на достижение стратегической цели.
2. Ориентация на ценности потребителей образовательных услуг.
3. Организация процессов в виде непрерывного потока создания ценности.
4. Выполнение процессов по требованию потребителя своевременно и нужного объема.
5. Непрерывное совершенствование процессов путем выявления и снижения потерь в потоке создания ценности.
6. Выявление проблем и принятие управленческих решений по их устранению в месте их обнаружения.
7. Выявление и устранение причин несоответствия качества услуги на всех этапах процессов.
8. Соблюдение стандартов по усовершенствованию процессов.
Внедрение бережливых технологий в деятельность образовательных организаций
Карта тиражируемого проекта "Оптимизация процесса построения маршрута индивидуального развития обучающихся 6-11 классов по ранней профессиональной ориентации школьников» в МБОУ «СОШ № 55 г. Челябинска» Ленинского района города Челябинска"
Производственный анализ № 1 В рамках тиражирования проекта «Оптимизация процесса построения маршрута индивидуального развития обучающихся 8-11 классов по профессиональной ориентации школьников» в МБОУ «СОШ № 55 г. Челябинска» Ленинского района города Челябинска
Тиражирование проекта МБОУ «СОШ No 42
г. Челябинска» по теме: “Оптимизация процесса
построения маршрута индивидуального
развития обучающихся 8-11 классов по
профессиональной ориентации школьников“
Челябинск -2023
МБОУ «СОШ No 55 г. Челябинска»
Презентация "Тиражирование проекта "Оптимизация процесса построения маршрута индивидуального развития обучающихся 8-11 классов по профессиональной ориентации школьников"